Три уровня человеческого существования
Семья в Африке связывается традиционно с тремя уровнями человеческого существования: умершими, живыми и еще не родившимися. Личность существует потому, что другие существовали до нее и будут существовать после. Наконец, брак и рождение ребенка — это центр человеческого существования, в котором встречаются все: живые, умершие и те, кому еще предстоит родиться. Вероятно, европейская женщина конца двадцатого столетия вправе усомниться в глубокой, искренней приверженности своего африканского ровесника и избранника подобным космологическим воззрениям. Тем не менее существует как минимум два обстоятельства, заставляющие нас обращаться к этой проблеме в данной работе.
Прежде всего по своей социальной природе современное африканское студенчество в основном относится к представителям средних городских слоев — признанных носителей социальной активности, реального символа прогрессивных общественных перемен в африканском социуме Логично в таком случае было бы предположить, что живущие в условиях современного города образованные молодые люди ориентированы в своих установках на модернизацию семейно-родственных отношений, на малую семью как универсальный тип семьи в современном мировом сообществе.
Тем не менее средние слои в Африке неоднородны по своему составу и по своим ценностям. В этой связи, как подчеркивает востоковед Т. Сиверцева, «именно в среднем классе часто происходит реставрация традиционных стереотипов поведения, в том числе внутрисемейного» Второе обстоятельство связано с тем, что в данном разделе речь идет в основном об африканских студентах, прибывших на учебу в нашу страну.
Отрыв от традиционного семейно-бытового окружения, длительное пребывание в отличных от африканских центрах хозяйственно культурной и общественной жизни сопряжены у студента с постоянным чувством психологической неопределенности своего положения, с неуверенностью, а зачастую и непредсказуемостью в действиях и поведении. Живя в чужой стране, он подвергается постоянному и активному воздействию со стороны как евразийской (внешней), так и африканской (сосредоточенной главным образом внутри землячества) культур.
Несопоставимость (подчас принципиальная) многих ценностей в этих культурах, множественность социокультурных сред, в которых он пребывает и вынужден действовать, делает поведение студента-африканца спонтанным, «ситуационным», т. е. обусловленным действующими в данной среде законами. Здесь, на наш взгляд, уместно привести высказывание одного из руководителей отечественной системы образования об африканских студентах: у нас, в России находится не сам студент, а лишь его оболочка. Проявляться в своем истинном «я» он будет дома.
В то же время в современном африканском студенте прочно заложена этнокультурная память многих поколений предков; его этнокультурное сознание способно проявляться в весьма неожиданных формах, при различных обстоятельствах. Видимо, в практике российского преподавательского корпуса, занятого в работе с африканскими студентами, нашлось бы немало примеров сознательного или невольного воспроизведения африканцами элементов бытовой обрядности или религиозных ритуалов, принятых на их родине.
Приведем один, описанный в книге Речь идет о поведений молодого кабовердца на строительной площадке под Дождем. «Он на какое-то мгновение замер и тут же стремительно распластался на земле. Он уловил ритм беснующейся воды и в такт ему начал перекатываться из стороны в сторону… Потом встал на колени, поднялся и снова упал». Таким способом юношей воспроизводился ритуальный танец «морна», которым на Островах Зеленого Мыса (Кабо-Верде) при крайне засушливом климате этого района его жители столетиями встречали долгожданные осадки.

Приветствую вас на моем сайте. Здесь вы найдете огромное количество интересных статей на разные темы: здоровья, семейная жизнь, красота, советы по дому, мода, рецепты различных блюд, а также сможете пройти тест на совместимость.
Как вам?